Кружок логико-математической направленности "Умники и Умницы"


Цель занятий в кружкеРазвитие интеллектуальных и умственных способностей; формирование предпосылок логического мышления; развитие психических процессов: все виды памяти, восприятие, умение концентрировать внимание на объекте в течение определённого времени и др.; умение воспринимать поставленную задачу; доводить начатое до конца; формирование усидчивости; развитие моторики.  

 

2019 - 2020 учебный год

(средняя группа)


2-е занятие февраля

Занятие проводилось 10 февраля

Продолжали закреплять знания о местоположении чисел в числовом ряду. В упражнении "Математический диктант", детям нужно было выдвигать цифры на 1 больше, или на 1 меньше

Упражнение на кодирование и декодирование чисел с помощью числовых палочек Кьюзенера. 


1-е занятие февраля

Занятие проводилось 4 февраля.

 

На данном занятии познакомились со способом образования числа 7 с помощью увеличения предыдущего числа на 1. Упражнялись в сравнении чисел и обозначении результатов сравнения знаками <, >, =. С помощью упражнений с кубиками "Сложи узор" (Никитина), развивали предпосылки логического мышления, умения воспринимать на слух словесные инструкции. 


4-е занятие января

Занятие проводилось 28 января.

Построение числового ряда. Формирование представлений о том, что каждое впереди стоящее число числового ряда на один меньше последующего. Учились сравнивать числа и обозначать результаты сравнения знаками больше, меньше. Продолжили развивать конструктивное мышление с помощью создания конструкций по образцу. Развитие аналитического мышления. Формирование представлений о парных предметах. 


3-е занятие января

Занятие проводилось 21 января.

1. Построение числового ряда. Формирование понятий о том, что каждое последующее число числового ряда больше предыдущего на 1.

2.Формирование знаний и умений отсчитывать предметы увеличивая на 1 (элементарные арифметические действия). 

3. Развитие конструктивных умений, пространственного мышления в упражнении "Построим по образцу". Дети учились видеть на образце скрытые кубики и определять их место в конструкции, воспроизводя её по образцу. Учились считывать с доски.


2-е занятие января

Занятие проводилось 14 января.

 Упражнение в соотнесении числовых карточек с совокупностями. Упражнение в счёте и отсчёте используя числовые палочки. Логические упражнения с логическими блоками. 


1-е занятие января

Занятие проводилось 9 января.

1. Упражнение в счёте в пределах 6. Обозначение совокупностей цифрами и числовыми палочками. 

2 Построение т работа с цифровым рядом в пределах 6. Упражнение "Выдвинь соседа" (понимать задание "выдвинь из цифрового ряда соседей числа..., впередистоящее..., следующее число и т.д.). Формирование понятия о том, что каждое число в числовом ряду находится строго на определённом месте. Формирование знаний о местонахождении чисел в числовом ряду. 

3. Упражнение "Построй животное из числовых палочек по образцу". В данном упражнении дети испытывали трудности, когда цветные полоски нужно было составлять из двух и более палочек. Упражнялись в умении считывать с доски и моделировать по образцу. Приветствовалось умение заменять элементы с образца, другими элементами. Развитие воображения и мелкой моторики, умение моделировать. 


4-е занятие декабря

1. Образование числа 6, путём увеличения предыдущего числа на 1. Сравнение двух чисел 5 и 6. Упражнение в счёте до 6. Обозначение числа 6 цифрой, числовой карточкой и числовой палочкой (дети самостоятельно должны были догадаться или определить на глаз какой палочкой можно обозначить 6. Все палочки отличаются не только цветом, но и размером. 

2. Построение числового ряда, определение места  числа 6 в числовом ряду.

3. Моделирование по образцу. (данное упражнение формирует не только умение считывать образец с доски и упражняет в счёте, но и развивает мелкую моторику, конструктивный праксис). 


3-е занятие декабря

Занятие проводилось 17 декабря.

1. Работа с таблицами. Упражнялись в определении местоположения фигур в таблице. Учились называть ряд и столбик, а также описывать свойства фигуры, например: большой красный квадрат расположен во втором ряду третьего столбика и т.д.

2 Учились выстраивать простейшие алгаритмы с помощью символов. 

3. Учились программировать мини-робота Bi-Bet, с помощью составленных алгоритмов. Если робот запрограммирован правильно, то он доходил  до выбранной цели.  

4. Закрепляли навыки счёта. 

5. Упражнялись в описании геометрических фигур. 


2-е занятие декабря

Занятие проводилось 10 декабря.

1.Формирование представлений "числовой ряд", "соседи числа" (упражнение "Назови соседей"). Понятие о том, что любое число может быть перемещено. 

2 Составляли число 5 из двух меньших с помощью числовых палочек Кьюзенера. 

3. Работа над расширением зрительной памяти, пространственное мышление в упражнении.


1-е занятие  декабря

Занятие проводилось 3 декабря.

1. Уточни и закрепили пространственные ориентировки и понимание смысла слов "внутри", "снаружи", "позади", "впереди", "между" и пр. 

2. Упражнения в сравнении геометрических фигур, преобразование фигур, изменившие два свойства из трёх. Какого-то другого цвета.

3. Упражнялись в подборе фигурки по символам. 

4 Продолжить знакомится с составом числа 5 из двух меньших. 


4-е занятие ноября

Занятие проводилось 26 ноября.

1. Классификация предметов и деление на группы, формирование обобщающих понятий.

2. Определение количества предметов в группах и обозначение цифровыми карточками. 

3. Знакомство с составом числа 5 из двух меньших и обозначение числовыми карточками. 

4. Упражнение на развитие зрительного внимания и зрительной памяти. (Детям предлагалось запомнить 10 предметных картинок расположенных в таблице. . После того, как картинки исчезли с доски, нужно было: а) воспроизвести по памяти по одной картинке друг за другом; б) воспроизвести по памяти и разложить сразу все картинки в таблицу по своим ячейкам.)  

5. Упражнение "Поможем бобрёнку покрасить забор". Необходимо определить на каком месте по-порядку должна находиться красная (жёлтая.... и т.д.) дощечка и правильно раскрасить забор. Формирование предпосылок логического мышления. 


3-е занятие ноября

Занятие проводилось 19 ноября.

1. Закрепляли навыки счёта и отсчёта. Познакомились с порядковым счётом. Учились отвечать на вопрос "Какой (который) по счёту?", "На каком месте предмет?"

2. Упражнялись в составе числа 4 из двух меньших чисел с помощью двух групп фигур, разными способами. Например, дети, должны были выбрать из коробки фигуры (блоки Дьенеша) отличающиеся одним, или более свойствами: две жёлтые и две синие, или две большие и две маленькие, две с углами и две без углов. Второй способ: три больших и одна маленькая и т.д., в совокупности должно получиться число 4. 

3. В упражнении "Найдите нужный вагон", актуализировали умение распознавать изученные геометрические фигуры, по-разному  расположенные на плоскости и в пространстве. 
4. Продолжили знакомиться с возможностями мини-робота, упражнялись в самостоятельном выстраивании простейших алгоритмов и программировании. 

5. Работали над развитием внимания, восприятия, согласовывали действие -  глаз-доска-рука. 

 


2-е занятие ноября

Занятие проводилось 12 ноября.

1. Познакомились с составом числа 4 из двух меньших в разных вариантах. Упражнялись в составлении числа 4 с помощью числовых палочек Кьюзенера. 

2. Продолжали знакомиться с мини-роботом. Учились с помощью простейших алгоритмов записывать программу для мини-робота и программировать. 


1-е занятие ноября

Занятие проводилось 8 ноября.

1. Определение числа совокупностей и обозначение числовыми палочками.

2. В упражнении «Строим дом» с кубиками Никитина «Сложи узор», дети учились определять местоположение этажей по цвету кубков. Некоторые дети испытывали трудности. 

3. Закрепляли состав числа 3, с помощью числовых палочек.

4. Познакомились с мини-роботом Bi-Bet. Действия с мини-роботом позволяют усваивать математические понятия в игровой форме. 


4-е занятие октября

Занятие проводилось 28 октября.

Тема занятия "Свойства". Дети учились группировать предметы по свойствам, объясняя свои действия. Учились составлять число 3 из двух групп предметов. Задание педагога: "Составьте число 3 из двух групп предметов". Дети должны были понять без дополнительных объяснений, что это : два круга и один квадрат, или два квадрата и один круг, или по свойству "цвет": два красных и один зелёный и т.д. На примере числовых палочек увидели, что числа два и один вместе, равны числу 3. Сравнивали квадрат и куб, выделяя такое свойство, как объём. В упражнении "Разложим предметы по коробкам", дети учились соотносить предметы по форме с геометрическими фигурами, работали с интерактивной доской. 


3-е занятие октября

Занятие проводилось 22 октября.

Познакомились с составом числа 3 из двух меньших двумя способами: 2 и 1, или 1 и 2 на примере наглядных сюжетов. Упражнялись в счёте совокупностей и обозначении цифрами. Продолжали учиться кодировать числа с помощью числовых палочек Кьюзенера. Заполняли логическую таблицу.  


2-е занятие октября

Занятие проводилось 15 октября.

1. Познакомились с понятием состав числа, а также с составом числа 2 из 1 и 1. Дети наглядно убедились как формируется число два из двух меньших чисел. Закрепили понятие "пара".

2. Продолжили работать с таблицей. Учились размещать в таблице геометрические блоки, предварительно "расшифровав" знаки-символы. Далее выполнили задание: "Поменяйте блоки на точно такие же, только другого цвета. Это задание даётся детям нелегко. 

3. Познакомились с новым материалом из набора "Дары Фребеля". Дети познакомились с подводным миром, рассмотрели фотографии на эту тему и далее необходимо было с помощью "даров" составить картину на тему "Подводный мир". Данное задание способствует развитию мышления и воображения, творческой фантазии, мелкой моторики рук.  


1-е занятие октября

Занятие проводилось 8 октября.

На прошедшем занятии работали над обобщающими понятиями. Учились объединять предметы в группы, предварительно выделив общие свойствам. Если обувь, книги, лекарства дети объединили легко и объяснили по каким признакам  они это сделали, то предметы из разных групп, но объединённые таким свойством, как форма. поставили детей в тупик. Таким образом формировался опыт фиксации затруднения и понимания его причины.  Учились отсчитывать предметы столько же сколько на образце, на один больше, или один меньше. В упражнении "Заполни таблицу" по карточкам-символам необходимо было найти геометрический блок и поместить в нужную клетку таблицы. Далее убрать все фигуры в коробку и после физкультминутки по-памяти воспроизвести все действия (вспомнить, какие фигуры нашли по символам и куда поместили).  


4-е занятие сентября

Занятие проводилось 30 сентября.


3-е занятие сентября

Занятие проводилось 24 сентября.

Закрепляли знания о назначении числовых палочек и соотносили с числом, в упражнении "Поможем белке сосчитать запасы".  В упражнении "Поможем исправить ошибки", дети должны были убавить, или прибавить лишние, или недостающие предметы. Упражнялись в составлении дорожек из кубиков. Необходимо было догадаться, как перевернуть кубики так, чтобы получилась соответствующая по цвету дорожка, а также установить зависимости числа кубиков от размера дорожки. Развивали восприятие, внимание, логическое мышление, умение отвечать на поставленные вопросы,  а также организовывать своё рабочее пространство. 


2-е занятие сентября

Занятие проводилось 17 сентября. 

Продолжали упражняться в счёте в пределах 5, соотнося каждое числительное к объекту, и последнее ко всей группе предметов. Закрепляли умение строить цифровой ряд. В упражнении "Разложи по парам", дети должны были самостоятельно определить какими свойствами отличаются  разноцветные полоски , выделить , такое свойство, как размер и разложить по-парам. Главная идея данного упражнения заключалась в том, чтобы каждый ребёнок смог додуматься, что полоски нужно измерить. Таким образом познакомились со способами измерения, путём приложения и наложения. В заключительной части занятия работали с блоками Дьенеша. Задания детям : Нарисуем картину блоками. Дети должны были без наглядной опоры "нарисовать" с помощью блоков предмет и выложить в определённом месте листа. Например: В центре листа нарисуйте берёзу, слева от берёзы домик, над берёзой солнце, под домиком мяч, справа от берёзы ёлку. Помимо того, что каждый ребёнок должен правильно ориентироваться на плоскости и в пространстве, так ещё и сообразить, из каких блоков сложить тот , или иной объект. В заключении свою картинку сравнивали с картинкой педагога и находили отличия. 


1-е занятие сентября

На первом занятии вспомнили , какие бывают числа и цифры в пределах 5. Упражнялись в умении связывать предмет с числом через ассоциации (например: бабочка - число 4, потому что у неё 4 крыла и т.д.) Упражнялись в счёте и обозначении цифрами, числовыми палочками, и числовыми карточками. Развивали конструктивные способности и воображение в упражнении с блоками Дьёнеша, "Построим предметы мебели для кукол" . Занятие проводилось 9 сентября.